Лопатина Ирина Вячеславовна


«Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю».

В. А. Сухомлинский


Главная задача взрослых – забота о детях. В данном случае речь идет не только о физическом (что, конечно, немаловажно) комфорте, но и психологическом состоянии малышей. Охрана и укрепление психического здоровья детей – основная цель нашей работы.

Достижению данной цели в разные периоды дошкольного детства способствует развитие у ребенка:

  • побуждений, мотивов и интересов;
  • сознательного отношения к деятельности на уровне постановки целей и их достижения;
  • способов проявления самостоятельности, относительной независимости, автономии от взрослых, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • результативности форм и видов детской активности, их созидательного характера;
  • элементов творчества.

Психолог в детском саду – специалист, который помогает детям адаптироваться к окружающим условиям, а взрослым – понять, что происходит с их ребенком, как взаимодействовать с ним эффективно.

Педагог-психолог не имеет права ставить диагноз и, тем более, назначать лечение ребенку. У данного специалиста также нет полномочий составлять какие-либо «обязательные» программы для родителей по воспитанию ребенка. Работа психолога носит консультационный и вспомогательный характер.

Советы психолога в детском саду направлены на помощь в адаптации, развитии и взаимодействии ребенка с окружающим миром. Они не носят явного лечебного характера. Также запрещены на законодательном уровне любые действия, которые могут причинить вред психическому либо физическому здоровью малыша.

Существуют следующие основные направления работы педагога-психолога в рамках дошкольного образовательного учреждения.

  1. Психопрофилактика и психологическое просвещение.
  2. Диагностика.
  3. Коррекционно-развивающая работа.
  4. Консультирование.

Деятельность психолога ДОУ направлена непосредственно на детей, но для большей эффективности в нее включаются и другие участники воспитательного процесса – педагоги и родители. Это именно тот случай, когда «один в поле не воин».

Основная роль в развитии ребенка в дошкольном возрасте принадлежит влиянию родителей. То, что дошкольник переживает в детстве во время отношений с родителями, остается с ним на всю жизнь. Как говорил Дж. Локк: «девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть – добрыми или злыми, полезными или бесполезными – благодаря воспитанию». Изменить структуры, которые сформировались в этом возрасте достаточно сложно.

Позитивным фактором развития личности ребенка, желанием быть включенным в тесные отношения с родителями выступает благоприятная эмоциональная атмосфера в семье, которую в основном создают родители своей любовью, заботой, терпеливостью, принятием, мудростью.

Поэтому следует понимать, что решить все имеющиеся у ребенка психологические проблемы только путем его взаимодействия с психологом невозможно. Лишь совместная работа способствует достижению результата.